Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №65 комбинированного вида» (Далее – МБДОУ № 65) является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом его учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии 05Л01 № 00001446, регистрационный № 6047, дата выдачи 25.04.2012 г. Нормативно-правовое обеспечение: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155); СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020 г. № 28; СанПин 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", изм. от 24.03.2021; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28 января 2021 года № 2 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» Приказ Министерства просвещения РФ от 8 сентября 2020 г. N 471 «О внесении изменений в порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 236; Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «Положение о лицензировании образовательной деятельности»; Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 года № 08-249; Устав МБДОУ № 65; Основная образовательная программа «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4 –е изд., перераб. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г. 352 с. Педагогический коллектив МБДОУ № 65 реализует основную образовательную программу дошкольного образования (Далее - ООП ДО), разработанную на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4 –е изд., перераб. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г. – 352 с. и Региональной образовательной программы дошкольного образования Республики Дагестан / Авторы: М.И. Шурпаева, М.М. Байрамбеков, У.А. Исмаилова, А.В. Гришина и др.; под редакцией Г.И.Магомедова. – Махачкала: ООО Издательство «НИИ педагогики», 2015 г. МБДОУ № 65 работает в режиме пятидневной рабочей недели. В МБДОУ № 65 функционируют 8 групп. Из них группы: общеобразовательной направленности – 6 компенсирующей направленности – 2, Группы Вторая группа раннего возраста Младшая группа Средняя двухвозрастная группа Возраст с 2 до 3 лет с 3 до 4 лет с 3 до 5 лет Количество групп 1 1 2 Старшая группа Подготовительная к школе группа двухвозрастная Компенсирующей направленности двухвозрастная с 5 до 6 лет с 5 до 7 лет 1 1 с 5 до 7 лет 2 Основные задачи учебного плана: 1.Регламентация образовательно-воспитательной работы. 2.Реализация ФГОС ДО к содержанию и организации образовательного процесса в МБДОУ № 65, 3.Обеспечение единства всех компонентов (федерального и регионального). Учебный план обеспечивает комплексное развитие детей в пяти образовательных областях: 1. «Социально-коммуникативное развитие»; 2. «Познавательное развитие»; 3. «Речевое развитие»; 4. «Художественно-эстетическое развитие»; 5. «Физическое развитие». Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: 1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: – нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения; – развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры); – ребенок в семье и обществе; –формирование позитивных установок к труду и творчеству; – формирование основ безопасности. Задачи регионального содержания дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию реализуется через приобщение детей к традициям и обычаям своего народа, воспитанию этнокультурного поведения и направлены на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 2.Образовательная область «Познавательное развитие»: – формирование элементарных математических представлений; – развитие познавательно-исследовательской деятельности; – ознакомление с предметным окружением; – ознакомление с миром природы; – ознакомление с социальным миром. Задачи регионального содержания дошкольного образования по познавательному развитию ориентированы на решение комплекса задач, направленных на развитие познавательного интереса дошкольников о родном крае, на формирование положительного отношения к малой родине, и как следствие, на воспитание чувства патриотизма, любви и привязанности к малой родине, чувства гордости за нее и бережного отношения к ней. 3.Образовательная область «Речевое развитие»: – развитие речи; – приобщение к художественной литературе. Задачи регионального содержания дошкольного образования по речевому развитию реализуется через ознакомление с народным фольклором, писателями и поэтами Республики Дагестан, художественными произведениями о городах, поселках, селах (аулах), природе родного края. 4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: – приобщение к искусству; – изобразительная деятельность; – конструктивно-модельная деятельность; – музыкальная деятельность; – развитие игровой деятельности (театрализованные игры). Задачи регионального содержания дошкольного образования по художественно-эстетическому развитию направлены на формирование у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости к красоте родной природы, произведениям изобразительного и декоративноприкладного искусства народов Дагестана и творческого развития личности в процессе изобразительной и самостоятельной художественной деятельности. Ознакомление с народными музыкальными инструментами, с музыкальными произведениями дагестанских композиторов и народными танцами. 5.Образовательная область «Физическое развитие»: – формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; – физическая культура. Задачи регионального содержания дошкольного образования по физическому развитию направлены на физическое развитие детей дошкольного возраста с учетом климатических условий и этнокультурных традиций физического воспитания детей и реализуется через формирование начальных представлений о некоторых видах спорта в Республике Дагестан и спортивных традициях. Развитие интереса к участию в подвижных играх народов Дагестана. При разработке учебного плана учитывались следующие принципы: – принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; – принцип научной обоснованности и практической применимости; – принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; – принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; – принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; – комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; – решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; – сотрудничества организации с семьей; – возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; – учет этнокультурной ситуации развития детей. В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений: – обязательная часть – не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ООП ДО. Обязательная часть ООП ДО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части ООП ДО и реализуется через обязательные занятия. – часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ООП ДО и реализуется через занятия по выбору (дополнительное образование). Вариативная часть формируется деятельности. МБДОУ № 65 с наличием приоритетных направлений его Кружковая работа реализуется в рамках совместной деятельности воспитателя и детей) ведется в соответствии с утвержденными программами. № Название Возраст Образовательная область 1. «Речецветик» 3-5 лет «Речевое развитие» 2. «Радуга» 3-4 года 3. «Светофорик» 3-5 лет 4. 5. «В гостях у сказки»» «Край родной» 5-7 лет 5-6 лет «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Познавательное развитие» 6. «Карусель» 5-7 лет 7. «Теремок» 5-7 лет «Художественно-эстетическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» Руководитель кружка Феталиева З. Ф., Гаджиева Р. М. Алиева М. К., Оразаева Д. Г. Исаева Б. М., Курбанова З. Ш. Гаджиева М. Т. Шляхтина И. И., Алибекова И. А. Перепечко А. Н. Халимбекова С. А. Пак О. С. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формах организации образовательной работы: Образовательная программа по физическому развитию «Орлята» / авторы - сост.: У.А. Исмаилова, Д.И. Гасанова,2016 г. Образовательная программа по речевому развитию «Мы учимся говорить по- русски» / авт. сост. М.И. Шурпаева, 2016 г. Образовательная программа по социально-коммуникативному развитию «Я и ты» / авт.-сост. Л.Ф. Гусарова, 2016 г. Образовательная программа по социально-коммуникативному развитию «Салам алейкум» / авт.сост. С.К. Амирова, У.А. Исмаилова. Образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «От истоков прекрасного к творчеству» / авт. сост. М.М. Байрамбеков, 2016 г. Образовательная программа по познавательному развитию «Познаем наш край родной» /авт. сост. А.В. Гришина, 2016 г. Образовательная программа по познавательному развитию «Мир вокруг»/ авт. сост. У.А. Исмаилова, 2016 г. Учебная нагрузка определена с учётом необходимого требования – соблюдения минимального объема времени на изучение каждой образовательной области. Конкретное содержание указанных образовательных областей разработаны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, определенными целями и задачами ООП ДО и реализуется в различных видах деятельности (общение, игре, познавательно – исследовательской деятельности и др.). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: Возраст ребенка, лет Продолжительность, мин, не более На одном занятии В сутки От 1,5 до 3 10 20 От 3 до 4 15 30 От 4 до 5 20 40 От 5 до 6 25 50 или 75, если одно занятие пройдет после дневного сна От 6 до 7 30 90 В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводится физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня. Для профилактики утомляемости детей она чередуется с организованной образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно – эстетическое развитие детей. Нерегламентированная совместная и самостоятельная деятельность осуществляется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта и включает работу по развитию навыков личной гигиены и самообслуживания, воспитание навыков культуры поведения и общения, стимулирование художественно-творческой активности в различных видах деятельности с учетом самостоятельного выбора, развитие двигательных навыков. Организованная образовательная деятельность по физическому развитию для детей в возрасте от 2 до 7 лет организуются 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 2 – 7 лет круглогодично организуется организованная образовательная деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Часть, формируемая участниками образовательного процесса В целях исключения превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка за счёт части, формируемой участниками образовательного процесса, введены следующие правила: – продолжительность дополнительных занятий соответствует продолжительности в соответствии с возрастными нормами. Максимальный допустимый объем недельной образовательной нагрузки соответствует СанПиН 1.2.3685-21 и составляет: – вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) – 1 час 40 минут; – младшая группа (от 3 до 4 лет) – 2 часа 30 минут; – средняя двухвозрастная группа (от 3 до 5 лет) - 2 часа 30 минут /3 часа 20 минут; – старшая группа (от 5 до 6 лет) - 5 часов; – логопедическая Б двухвозрастная группа (от 5 до 7 лет) - 5 часов 50 минут/7 часов 30 минут; – логопедическая А двухвозрастная группа (от 5 до 7 лет) - 5 часов 50 минут 7 часов 30 минут; – подготовительная к школе группа двухвозрастная ( от 5 до 7 лет) –5 часов/ 7 часов 30 минут Расписание организованной образовательной деятельности соответствует учебному плану. Реализация учебного плана обеспечена необходимыми кадрами специалистов соответствующей квалификации, рабочими программами, методическими рекомендациями, дидактическими материалами, диагностическими материалами. Данный учебный план гарантирует готовность детей к школьному обучению. Учебный план организованной образовательной деятельности по программе «От рождения до школы» Образовательная область Физическое развитие Длительность Формирование элементарных математических представлений Длительность Количество Ознакомление с окружающим Длительность Количество Ознакомление с родным краем Длительность Количество Организованная образовательная деятельность Периодичность Подгот.гр. Комп-А, Б гр. Вторая гр Младшая Средняя Старшая гр. ран возр. группа двухвозрастна (от 5 до 6 лет) (от 5 до 7 лет) (от 5 до 7 лет) (от 2 до 3 (от 3 до 4 лет) я лет) гр. (от 3 до 5 лет) Физическое развитие 3 раза в 3 раза в 3 раза в 3 раза в 3 раза в 3 раза в неделю неделю неделю неделю неделю неделю 10 мин. 15 мин 15/20 25 мин 25/30 25/30 мин мин мин Познавательное развитие Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной). Ознакомление с окружающим миром: 1– я неделя – Ознакомление с предметным окружением; 2– я неделя – Ознакомление с миром природы; 3 –я неделя – Ознакомление с социальным миром; 4 –я неделя – ФЭМП (только для 2 гр. ранн.возр.). 10 мин 15 мин 15/20 мин 25 мин 25/30 25/30 мин мин 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 2 раза 1 раз в неделю в неделю Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной). 15/20 мин 10 мин 15 мин 25 мин 25/30 25/30 мин мин 1 раз в 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 1 раз в неделю неделю неделю Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной). 30 мин 1 раз в неделю Интеграция образовательных областей -социально– коммуникативное; -познавательное; -речевое; -художественно- эстетическое -социально – коммуникативное; -речевое; -художественно - эстетическое; -физическое - социально – коммуникативное; -речевое; -художественно- эстетическое; -физическое - социально – коммуникативное; -речевое; -художественно- эстетическое; -физическое Развитие речи Длительность Количество Обучение грамоте Длительность Количество Рисование Лепка Аппликация Рисование Лепка Аппликация Музыкальное развитие Длительность Логопедическое Длительность Количество Общее количество Максимально допустимый объем недельной образовательной Речевое развитие Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной). 15/20 мин 10 мин 15 мин 25 мин 25/30 25/30 мин мин 2 раза в 1 раз в неделю 1 раз в 2 раза в 2 раза в 2 раза в неделю неделю неделю неделю неделю Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной). 30 мин 1 раз в неделю Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной) и самостоятельной деятельности детей 1 раз 1 раз 1 раз 2 раза 2 раза 2 раза в неделю в неделю в неделю в неделю в неделю в неделю 1 раз 1 раз в две 1 раз в две 1 раз в две 1 раз в две 1 раз в две в неделю недели недели недели недели недели 1 раз в две 1 раз в две 1 раз в две 1 раз в две 1 раз в две недели недели недели недели недели 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза в неделю в неделю в неделю в неделю в неделю в неделю 15/20 мин 10 минут 15 минут 25 мин 25/30 25/30 мин мин Инклюзивное образование Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной). 25/30 мин 2 раза в неделю 14 10 10 10 12 13 10/360 10/360 10/360 12/432 15/540 14/504 (в год) (в год) (в год) (в год) (в год) (в год) (1 час 40 (2 часа 30 (3 часа 20 (5 часов) (7 час (5 часов минут) минут) минут) 30 мин) 50 мин) -социально – коммуникативное; -познавательное -художественно- эстетическое; -физическое -социально – коммуникативное; -познавательное -художественно- эстетическое; -физическое -социально – коммуникативное; -речевое -познавательное -физическое социально – коммуникативное; -речевое; -познавательное; -физическое; -художественно- эстетическое -социально – коммуникативное; -познавательное; -физическое -художественно-эстетическое нагрузки Ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Знакомство с книжной культурой. Чтение художественной литературы Приобщение к доступной трудовой деятельности. Дежурства (формирование позитивных установок к различным видам труда). Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) Развивающее общение на прогулке (особенности природы, свойства и отношения объектов окружающего мира). Игровая деятельность, включая сюжетноролевую игру с правилами и другие виды игр Познавательная и исследовательская деятельность Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности) ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социальноэмоционального опыта Конструктивномодельная деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Самостоятельная игра в группе Самостоятельная игра на участке детского сада ежедневно ежедневно Реализация самостоятельной деятельности детей ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Оздоровительная работа Утренняя гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Комплексы закаливающих процедур ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Часть, формируемая участниками образовательного процесса: кружковая работа Образовательная Область Название кружка Речевое развитие Длительность Количество в неделю Художественноэстетическое развитие Длительность Количество Познавательное развитие Длительность Количество в неделю Социальнокоммуникативное развитие Длительность Количество в неделю Общее количество (в месяц) (в год) Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки Младшая Средняя-А гр. (3-4 года) гр. (3-5 лет) «Речецветик» Средняя-Б гр. (4-5 лет) Периодичность Старшая гр.** Подготов.гр. ( 5-6 лет) (5-7 лет) - Интеграция обр. областей Комп-Агр. ( 5-7 лет) - 15/20 1/1 Комп-Бгр. ( 5-7 лет «В гостях у сказки» 25/30 1/1 «Радуга» «Теремок» «Карусель» 15 1 25/30 1/1 25/30 1/1 Физическое развитие Социально-комм. разв. Речевое развитие Познавательное разв. Социально-комм.разв. Речевое развитие Художественно-эст. разв. Физическое развитие «Край родной» 15 1 25 1 Познавательное развитие Художественно-эст. разв. Речевое развитие Физическое развитие «Светофорик» 4 занятия в месяц, 36 занятий в год 15 минут Познавательное развитие Художественно-эст. разв. Физическое развитие Социально-комм. развитие 4 занятия в месяц, 36 занятий в год 15/20 минут 15/20 1/1 4 занятия в месяц, 36 занятий в год 15/20 минут 4 занятия в месяц, 36 занятий в год 25 минут 4 занятия в месяц, 36 занятий в год 25/30 минут 4 занятия в месяц, 36 занятий в год 25/30 минут 4 занятия в месяц, 36 занятий в год 25/30 минут